Структура сайта

Структура сайта

Материал был обновлен: 13 сентября, 2021

Структура сайта – важный начальный этап создания сайта. На ее основании в последствии распределяется и размещается информация по сайту и устанавливаются взаимосвязи страниц. Часто, при переделке старых сайтов, основной объем работ занимает именно чистка и изменение структуры. Со временем на сайтах добавляются или исчезают страницы. Новые страницы могут не учитывать давно существующие. На старых страницах не добавляются ссылки на новые услуги и не убираются “битые” ссылки. В результате – падение поисковых позиций и ухудшение поведения посетителей на сайте. Чтобы этого не происходило нужно регулярно проверять сайт на потери страниц и добавлять/убирать ссылки на страницы услуг.

Давайте разберемся что это такое и как сделать правильно структуру для пользователей и поисковых систем.

Требования к структуре сайта.

Требования к размещению информации на сайте предъявляют как потребители, так и поисковые системы. Основное требование посетителей сайта к информации на сайте – это точность ответа на запрос клиента и простота ее нахождения. Ваш потенциальный клиент заходя на сайт хочет быстро и с минимальными потерями времени получить ответ на поставленный вопрос.

Например: на запрос “услуга А цена” посетитель хочет получить ответ “услуга А стоит 200 руб.”. Дополнительная информация к запросу: “мы можем вам ее оказать по адресу с 9:00 до 15:00, для заказа услуги вам нужно записаться по тел (или заполнив форму)”.  Посетитель не хочет видеть информацию: услуга А отличная, но мы ее не оказываем. Зато мы можем вам предложить услугу Б, С и Д для получения цены позвоните нам.

Поэтому на сайте должны быть страницы с описанием ваших услуг, их ценами и условиями их оказания.

Далее для структурирования информации и удовлетворения потребности клиента вам нужно:

  • описать как к вам можно добраться, связаться, как вы работаете – страница “Контакты”
  • кто вы такие и почему вы предлагаете клиенту услугу – страница “О нас”
  • подтверждение  актуальности информации – страница “Новости”

Для интернет – магазинов верхний уровень страниц в структуре аналогичен сайту услуг.

базовая структура сайта

Это первый уровень структуры сайта который учитывает требования поисковых систем:

  • главная страница должна давать представление о содержании сайта;
  • на сайте должна быть страница с информацией о компании или авторе;
  • полный перечень доступный контактов;
  • на сайте должна присутствовать постоянно обновляемая информация.

Если у вас одна услуга или моно-товар, то вы можете объединить “Главную страницу” и “Услуги/Каталог” при разработки структуры сайта.

Структура landing page

Представленная структура сайта так же подходит для создания лэндинга. Вы собираете блоки “Описание товара/услуги”. Затем добавляете информацию “О нас”. Далее добавляете фактор актуализации (например: скидка действует до 01.01.2021 года) и даете информацию по способам связи с вами. При определенном стечении обстоятельств ваш landing page может попасть в ТОП поисковой выдачи.

Структура страниц услуг на сайте

Рассмотрим иерархию страниц описывающих ваши услуги. Для понимания как это сделать, нам нужно:

  1. Собрать все ваши услуги в единый список.
  2. Если список составляет более 6 позиций, то объединить услуги в группы.
  3. Определить для каждой уровень “важности/сложности” вашей услуги и сформировать для “сложных” услуг “встроенные/дополнительные” услуги.

По каким принципам можно собрать услуги в группы? Услуги могут быть объединены по следующим условиям и факторам:

  • сегменту потребителей (мужчины, женщины, дети, водители, наемные сотрудники и так далее это зависит от вашей ниши услуги),
  • технологии оказании услуги (ручная, туннельная, и так далее ),
  • факторам описывающим услугу (марка авто, район города, цвет,  размер и прочее),
  • факторам ожидания потребителей  (“под ключ”, элитная, дешевая, …),
  • и другим факторам позволяющим собрать услуги в группу.

На этом шаге большую роль играет классическое сегментирование потребителей и ниши. Лучше Котлера это описать невозможно:

Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов. Филип Котлер “Основы маркетинга”

Пример структуры сайта агентства недвижимости

Рассмотрим пример структуры сайта для агентства недвижимости.  Возьмем услугу “Продажа квартиры” и рассмотрим как ее можно поделить.

Данная услуга состоит из “встроенных” услуг: оценка квартиры, реклама квартиры, показ и работа с покупателями, оформления прав собственности. Дополнительные услуги к данной услуге будут: ипотека, предпродажная подготовка, переезд и другие. Кто сегмент потребителей: молодая семья, военные, семья с ребенком, семья со взрослыми детьми, семья с пожилыми родителями, и так далее. Региональная привязка – районы, города, страны. Ценовая категория квартиры – дешёвая, комфорт, элитная. Специализированное разделение – новостройки, вторичка, загородная, зарубежная.

Так как в данном примере много факторов деления крупной услуги, то соответственно матрицу страниц можно компоновать большим количеством способов. Тут нам придет на помощь здравый смысл, анализ конкурентов и seo анализ ключевых слов.

структура сайта агентства недвижимости

Как видите мы сделали только одну главную услугу и дополнительно добавили ипотеку. Мы не ввели в структуру еще модификации дополнительной услуги. И, главное, мы не прописали ее взаимоотношения к разделенной услуге “Новостройки-по характеристикам”.

Пояснение: “Возможна ли ипотека в новостройке ЖК “ААА” от застройщика “А” ? А по программе материнского капитала возможно?” Должна ли это быть отдельная страница? Достаточно просто упоминания по тексту? Нужно ли упоминать ЖК “БББ” в тексте? Может быть его никто не ищет?

Таких вопросов может быть много. Исходя из ответов на эти вопросы принимается решение о создании страницы. И как она должна взаимодействовать с остальными страницами.

пример создании структуры сайта

Как видите один и тот же набор факторов можно сделать минимум двумя разными способами. Из наших выделенных групп можно собрать почти бесконечное количество комбинаций.

Пример структуры сайта автосервиса

Рассмотрим услуги автосервиса на примере одной марки автомобиля – Audi. В качестве первого фактора деления услуг используем блоки автомобиля.

Пример структуры сайта автосервиса

На схеме не были расписаны все услуги. Перечисление занимает много место и бывает специфичным для конкретных автосервисов.

В блоке “Ходовая” приведено три услуги одного уровня. Но мы прекрасно понимаем, что ремонт подвески можно расписать. Мы можем его расписать как по составным услугам, так и по моделям Audi.

В блоке “Кузов” услуга “Кузовной ремонт” разделена на две уточняющие услуги (при этом “после ДТП” это seo-запрос). Данный запрос был введен в схему специально. Это было сделано для того чтобы показать что разделение возможно, не только по коммерческой составляющей услуги, но и по запросам пользователей в поисковых системах.

Структурирование услуг для сайта сложный процесс. В определенной степени разделение товаров на категории и проще, и сложней.

Структура товаров в интернет-магазине

В интернет-магазинах структура сайта – это фактически категории/рубрики товаров. Основная задача при разработке каталога: правильно собрать рубрики товаров. В последствии эти рубрики будут являться основой для фильтрации товаров в магазине и вывода сопутствующих товаров.

Подходов к разделению товаров может быть несколько. В первую очередь нужно ориентироваться на ваш ассортимент товара. Допустим для автосалона, торгующего автомобилями, можно применить разделение по маркам авто. Марок авто не так много пока и люди их знают. Поэтому структура сайта будет при первом разделение:

  • Acura
  • Альфа-Ромео
  • Aston Martin
  • Audi
  • Bentley
  • БМВ
  • Bugatti
  • Бьюик
  • и так далее

Далее марки можно разделить на модели, типы кузова, года выпуска и далее вглубь.

Возможен ли такой подход допустим для интернет-магазина ложек? Нет. Почему? Сколько марок/производителей ложек вы знаете? Поэтому можно использовать деление, допустим, по материалу из которого изготовлена ложка:

  • деревянная
  • пластмассовая
  • алюминиевая
  • серебренная

Или по количеству применений : одноразовая – многоразовая. Вариант по возрасту потребителей: детская и взрослая. Еще вариант по назначению: столовая, десертная, обувная (спасибо гуглу за подсказку, всегда считала что это называется рожок).

Разделив товар по основному параметру, делим товары по вспомогательным параметрам, уточняющим и так далее. В итоге вы получаете уровни категорий, рубрик и меток товаров. Это фактически и является структурой интернет-магазина.

Структура сайта особенности

Основные особенности переноса на сайт вашей структуры услуг/товаров являются:

  1. Понимание вашим клиентом названия и сути услуги или товара представленных на сайте. Допустим вы называете услугу – “работа специалиста по обработке ногтей на руках”. Но ваши клиенты не ищут так эти запрашивают “маникюрша”, а точнее им нужна не специалист, а услуга “Маникюр”. Исходя из этого вам нужно сделать содержание страницы. Важно не то как вы это называете, а как ваши клиенты это называют.
  2. Хватит ли 1 станицы на 1 услугу? Вам нужно ориентироваться на “размер” услуги. “Купить квартиру в Москве” и “шиномонтаж в Нью-Васюках” немного разные и сравнивать их по конкуренции и частоте запросов не совсем правильно. И ответ на вопрос о количестве страниц и объеме текста на них будет соответственно разный.
  3. При разделении услуги не забывайте про дополнительные услуги. И при формировании пакета услуг “под ключ” помните что у вас частота и доходность одной составляющей может быть выше, чем запрос на пакет. Например: вы продаете ремонт квартиры “под ключ”, а людям сейчас нужно просто поменять кран. Частота продажи пакета 1 в месяц с доходностью 10 тыс. руб., а заменить кран у вас просят 300 раз в месяц с доходом в 500 руб./ с запроса.
  4. Внутренние взаимосвязи на сайте. Вы можете сделать 1 страницу на 1 небольшую услугу. Но вам нужно на других страницах дать ссылки на эту услугу, чтобы люди могли найти эту услугу/товар у вас на сайте. И ссылка на нее должна находиться там где она логична и нужна потребителю,  а не там где вам удобно ее поставить.

Сделав структуру сайта вы можете переходить к структуре отдельных страниц. Потому что у вас будет понимание что должно размещаться на этой странице и куда должны вести ссылки с нее.